Если кто-либо – квартирант или хозяин сданного жилья – вопиющим образом нарушает договор аренды, другая сторона имеет право получить возмещение ущерба. Однако добиться желаемого иногда можно только через суд – даже если порядок расторжения и размеры неустойки прописаны в договоре.
Собственник недвижимости лучше защищен российским законодательством. Арендатор находится в более уязвимом положении. Но отстоять свои права – на основании договора аренды – можно.
Храните договор вне дома
Договор аренды – основной документ, защищающий права нанимателя. Он должен быть действительным, то есть подписанным лицом, имеющим на то право (собственником).
Документ не должен храниться в арендуемом помещении. Если недобросовестный хозяин квартиры без предупреждения сменит замки в сданном жилье, у арендатора на руках должен быть договор аренды, который можно предъявить сотруднику МЧС и милиции для вскрытия двери. И затем – в суде.
Иногда бывает достаточно напомнить владельцу жилья о его обязательствах и последствиях несоблюдения договора найма. Реальность перспективы ответить рублем за слова и действия многие просто не осознают.
Ситуация, описанная читательницей. «Мой сын арендовал жилье. Через месяц он позвонил и сказал, что его «попросили» из квартиры, обвинив в воровстве. Похоже, это отработанная система выселения жильцов. Хозяин с большой уверенностью заявил, что деньги, уплаченные за следующий месяц, а тем более неустойку, прописанную в договоре аренды, возвращать квартиранту-вору не станет. Сын намерен обратиться в суд, так как не хочет мириться с клеветой и дарить мошеннику деньги».
Понятно, что цель арендатора – заставить недобросовестных владельцев возместить причиненный ущерб, в том числе расходы на оплату услуг агентства недвижимости.
Первый совет нанимателю жилья хранить в безопасном месте заключенный договор найма. Второй совет: к суду надо подготовиться. Привести в квартиру свидетелей, которые затем смогут подтвердить, что доступ в помещение был ограничен или что чинились препятствия в пользовании арендованным жильем. Можно вызвать милицию – но лишь имея на руках договор аренды. Он составляется в двух экземплярах – для арендатора и арендодателя, запасного в агентстве недвижимости нет.
Если «схема отработана», то есть хозяин сознательно идет на мошенничество, вряд ли стоит вести переговоры. Но в прочих случаях имеет смысл объяснить арендодателю, что существуют законные основания для взыскания с него причиненного ущерба. В том числе – возмещения расходов на поиск нового объекта. Многим арендодателям достаточно напомнить, что документ о собственности не освобождает их от обязательств по договору аренды и ответственности за нарушение условий.
Не входить!
Договор найма передает объект недвижимости жильцу «во временное владение и пользование за определенную плату».
На время действия договора аренды собственник жилплощади не имеет права посещать сданное помещение в отсутствие квартирантов и без предварительного уведомления. Это положение стандартного договора аренды.
О некорректном поведении арендодателя – другое письмо. «Хозяйка сданной нам через агентство комнаты живет в этой же квартире. Спустя два месяца после заключения договора она обвинила нас в краже денег. Потом потребовала внести плату за следующий месяц раньше срока. Кроме этого она пользуется без разрешения нашими личными вещами. Я позвонила в агентство, с помощью которого мы нашли эту комнату. Мне не поверили, другой вариант подобрать отказались».
«Риэлторская компания получила комиссионные за поиск жилья и помощь в заключении договора аренды, с условиями которого на момент подписания были согласны наниматель и владелец жилья. Перевоспитать хозяйку риэлтор не может». Единственное, чем может помочь агент, – это объяснить собственнице комнаты, что взятые обязательства необходимо исполнять. Но это может сделать и квартирант, показав соответствующие пункты договора аренды.
Не вполне понятно, чего хочет жилец: переехать, получив компенсацию за причиненный ущерб, или же заставить хозяйку вести себя прилично. Для возмещения ущерба надо будет доказать в суде, что арендатору чинились препятствия в пользовании сданной комнатой, из-за которых он вынужден был переехать. Второе же просто невозможно – надо просто менять замок.
Плати и владей
Ситуация обратная: «Сдали жилье, получили плату за два месяца. Когда наступило время очередного платежа, жильцы перестали отвечать на звонки. Что делать?»
Здесь две задачи: восстановить право хозяев пользоваться квартирой и обеспечить сохранность имущества арендаторов, находящегося в ней.
Порядок действий будет зависеть от условий конкретного договора аренды, с ним лучше обратиться к юристу.
Если предположить, что договор стандартный, то к нему прилагается акт приема-передачи жилплощади с описью находившегося в ней имущества владельцев (мебели, техники, утвари и пр.).
Владелец должен прийти в квартиру, причем не один, а обязательно со свидетелями. С их помощью устанавливается, есть ли в помещении вещи арендаторов. Если нет – задача упрощается до минимума. Владелец меняет замки и отправляет уведомление о расторжении договора аренды по указанному нанимателями в договоре адресу.
Письмо надо отправить с описью вложений, доказывающей, что отправлена не новогодняя открытка, а уведомление о расторжении договора.
Если вещи арендаторов есть, их надо описать, а затем обеспечить их сохранность.
В случае если собственник в квартиру проникнуть не может (наниматели могли сменить замки), он вызывает МЧС и милицию, дверь взламывается, имущество описывается со свидетелями. Затраты по взлому впоследствии можно через суд предъявить к возмещению арендатору.